Previous Entry Share Next Entry
Вести Дня 08.10.1928: Ал.-Невский собор и усердствующие «эстеты»
mahtrasass
Эстонские газеты время от времени уделяют внимание Александро-Невскому собору, который по мнению некоторых кругов, резко нарушает стиль Вышгорода. Своеобразный поход против собора принял в минувшем месяце характер организованной кампании. В газете «Vaba Maa» после артиллерийской подготовки — целого ряда статей исторического характера о губернаторах Коростовце, кн. Шаховском и др.— появились статьи с призывом «набраться смелости» и перестроить Александро - Невский собор в пантеон, дабы согласовать собор с общим профилем Ревеля.

О какой «смелости» здесь идет речь? В нашей стране терпимость, уважение к чужим святыням, полное отсутствие даже и тени религиозных гонений составляют основы государственного строя. Мы высоко ценим их, мы бережно относимся к этому фундаменту нашей демократии, на котором построена наша новая государственность. Неужели «смелость» будет состоять в том, что мы легкомысленно поднимем руки на святыню, что мы «смело» будем задевать религиозные чувства наших православных собратьев? Эта «смелость» весьма сомнительного свойства, и она меньше всего свидетельствует о настоящем понимании государственных потребностей и нужд.

Те, кто в уютных кабинетах пишут статьи против Александро-Невского собора, пусть хоть на минутку вспомнят образ первого эстонского православного епископа Платона, мученически убиенного большевиками в 1919 г.! Смертью Высокопреосвященного и других жертв большевицкого террора началась борьба за свободу и независимость Эстонии. Пользующиеся теперь этой свободой — пусть даже совсем неверующие! — ради этой великой жертвы обязаны с большим уважением относиться к вопросам церкви, каким, без сомнения, является и вопрос о срытии или перестройке Александро-Невского собора.

У нас нет оснований в данное время опасаться, что эта кампания против собора примет реальные формы. Тем не менее, мы хотели бы обратить внимание наших читателей на те более чем оригинальные мотивы, которыми руководствуются лица, ведущие поход против собора. Так, в одной из статей указывается, что «если в Польше осмелились срыть в архитектурном отношении весьма ценный собор, то у нас должны были 6ы, по меньшей мере, решиться на перестройку собора». Вот поистине любопытное основание! Разве автор статьи не знает, что весь культурный мир с осуждением отнесся к этой «смелости» Польши? Разве автор статьи не знает, что срытие собора в Варшаве не принесло ни славы, ни пользы польской политике? Мы можем добавить, что в Польше не только в Варшаве срыт собор, но и в Калише, а в ряде других городов многие православные церкви закрыты, а часть из них превращена в костелы. Но разве это должно служить примером для Эстонии?

Если да, то можно пойти и дальше. Очень хорошо известна отрицательная политика польского правительства по отношению к меньшинствам. Может быть, по мнению некоторых, и Эстонии следует стать на этот же путь? Та политика по отношению меньшинств, которую вела Эстония до настоящего времени, создала нашему государству прекрасную репутацию. Во всех конференциях за границей Эстонию в этом отношении неизменно ставят в пример. Весь мир знает, что Эстония первая провела закон о культурной автономии национальных меньшинств и этот акт наилучшим образом способствовал укреплению симпатии и уважения всего культурного мира к маленькому эстонскому государству. Теперь, поднимая вопрос об Александро-Невском соборе, инициаторы этого дела без всякой нужды хотят «влить ложку дегтя в бочку меда». Кому это нужно? Лица, возбуждающие этот вопрос, должны знать, что если бы он был решен так, как им хочется,— появилось бы первое большое черное пятно в политике Эстонии по отношению к меньшинствам ...

Если некоторые лица так жаждут брать с кого-нибудь пример, то мы рекомендовали бы им обратить свое внимание на нашу ближайшую соседку Финляндию, а не на далекую Польшу. Культурная Финляндия бережно относится ко всем своим памятникам, независимо от того, поставлены ли они в русское, или другое время. Финляндия не только охраняет их, но даже восстанавливает те, которые успели испоганить за время гражданской войны варвары-большевики. В Гельсингфорсе на пристани, против дворца президента стоит обелиск в память посещения Гельсингфорса императрицей российской Марией Александровной. Большевики во время гражданской войны уничтожили надпись о времени посещения императрицей города, сделанную на этом обелиске золотыми буквами. Финское правительство теперь восстановило полностью эту надпись.

Вот у культурной Финляндии и следовало бы учиться авторам статей об Александро-Невском соборе, как нужно относиться к памятникам и святыням.

Еще несколько слов о пресловутой перестройке Александро-Невского собора. По вычислениям досужих людей, которым сомнительные лавры Польши не дают спать, перестройка собора в пантеон обошлась бы в несколько десятков миллионов центов. В наших некоторых волостях бедность населения доходит до того, что там пашут на людях — это в XX то веке! — наши дети в деревнях учатся в невероятных школьных помещениях, но что за дело до этого нашим «эстетам»: они, видите ли, так щедры, что готовы миллионы выбросить для согласования Александро-Невского собора с общим профилем Ревеля.

Нет слов, чтобы достойным образом охарактеризовать это своеобразное проявление особой заботливости «о профиле Ревеля».

"Вести Дня" 08.10.1928
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

?

Log in

No account? Create an account