Вести Дня 29.04.1930: Советский шпионаж в Эстонии
mahtrasass
В издании IV отделения штаба эстонской армии на днях вышла из печати интересная брошюра — «Большевизм в Эстонии», освещающая большевистское движение в 1917-1918 гг. и уделяющая особое внимание развитию в Эстонии военно-коммунистического шпионажа. Упомянута, между прочим, и фамилия Агнесы Бахсон, «высококвалифицированной» большевицкой шпионки, сумевшей в деле военной разведки достичь большего, чем главный руководитель всего этого дела.

Газета «Esmaspäew», располагая соответствующим материалом, в свою очередь, приводит некоторые подробности о деятельности этой эстонской «Мата Хари», судьба которой впоследствии найдет себе освещение в готовящейся к печати книге майора Эрница.
В начале 1919 года в Ревеле поселилась некая вдова Кубьяс, вместе со своим малолетним сыном нелегально сумевшая пробраться через линию фронта. Жила она скромно, официально добывая себе существование содержанием мелочной лавки. Однако, этот приезд в Ревель вдовы Кубьяс, оказавшейся латвийской подданной по фамилии Берзинь, был связан со специальной данной ей задачей организовать здесь большевицкий шпионаж. Умело взявшись за дело, вдова Кубьяс в короткое время организовала агентурную сеть, раскинувшуюся до Валка и Вендена. Одной из главных деятельниц этой организации была Эльвира Винтер, латышка, работавшая в Эстонии по подложному паспорту, выданному на имя Агнесы Бахсон.

Во время Мировой войны, после того как Рига перешла в германские руки, семья Винтеров, располагавшая хутором у Буртнекского озера, бежала в Эстонию и поселилась в Нарве, где старшая дочь Эльвира в местной женской гимназии продолжила прерванное в Риге обучение. В 1917 году, едва окончив гимназию, восемнадцатилетняя Эльвира бежала в Сов. Россию вместе с отступавшими перед оккупационными частями уже сильно распропагандированной коммунистами русской армии.

В начале Освободительной войны Эльвира Винтер уже состояла секретарем разведывательного отделения 15-ой армии, где пользовалась большим доверием, которое она оправдывала, широко и искусно развив сеть большевицкого шпионажа и сосредоточив свое внимание на псковском районе. Затем Эльвира Винтер была откомандирована в Ревель, где ей, как самой интеллигентной и даровитой шпионке, поручено было завязать необходимые знакомства с руководящими эстонскими общественными деятелями. Для удачного выполнения этой ответственной задачи у Эльвиры Винтер налицо были все данные: высокий интеллект, умение вращаться в лучшем обществе, безупречное знание русского и немецкого языков, темперамент и обаятельная внешность.

В средствах Эльвира Винтер не стеснялась: большевики щедро снабжали ее деньгами, дававшими ей возможность изысканно одеваться и вращаться в обществе. Эльвира Винтер, в первую очередь, стараясь завязать знакомство с молодежью, выбирая себе «кавалеров» из сыновей выдающихся общественных деятелей и ответственных военачальников. Очаровательная девушка пользовалась успехом, не возбуждая никакого подозрения, т. к. сумела обзавестись эстонским паспортом на имя Агнессы Бахсон, выданным Ревельской полицией.

Вскоре Эльвирой Винтер получены были новые инструкции: ей предписывалось предпринимать поездки в Юрьев, Нарву и Валк и в вагонах завязывать знакомство с эстонскими офицерами с целью получения всяких сведений о военном снаряжении, о передвижении войск, береговых батарей и прочей информации военного характера. Во время этих поездок, в располагающей к разговорам вагонной обстановке, очаровательной шпионке часто удавалось искусственными приемами — то в порядке дискуссии,  то путем  простого флирта — узнавать то, что ей бывало нужно. Особенным успехом Эльвира Винтер пользовалась среди офицеров Сев.Западной армии — в то время, когда она на некоторое время поселилась в Нарве. Здесь она, совершенно очаровав одного штабс-капитана, в одежде сестры милосердия под его защитой объезжала тыл, где на месте ознакомлялась с расположением частей, складов и батарей. Эго было в 1919 г., кок раз перед большими сражениями на нарвском фронте. Из своей разведывательной поездки в Нарву Эльвира В. вернулась в Ревель с богатым материалом, который препроводила через валкский агентурный пункт в штаб 15-ой армии.

Но после этого звезда ее успеха стала угасать. Разоблачена была организация Кубьяс-Берзинь, и вместе с тем порванной оказалась вся шпионская сеть. Кое-кто из агентов был арестован, кое-кто разбежался. Неразысканной оставалась лишь очаровательная латышка — «дама в черном плюшевом манто». Она продолжала действовать. Разгром организации ее не испугал. Срочно она оповестила о случившемся начальника разведывательной части 15-ой армии, прося в спешном порядке прислать «подкрепление» для спасения положения, а сама поселилась в Немме, намереваясь «поработать» в военной школе.

Однако не дремала и эстонская контрразведка. Устроенная за «дамой в черном манто» слежка привела к положительным результатам и сразу же по заключении перемирия она была арестована в неммеском ресторане.

Вначале она категорически отрицала всякую причастность к делу шпионажа, но затем созналась, при чем с пренебрежением отозвалась о «нетемпераментности эстонских мужчин».

Последний акт жизни 18-летней красавицы-шпионки разыгрался в военном суде, вынесшем ей смертный приговор, приведенный в исполнение по закону военного времени.

"Вести Дня" 29.04.1930
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 10.11.1927: Тайна готовившегося «покушения»
mahtrasass
Луковский называет себя казачьим офицером. Нелегально в 1922 г. пришел из СССР в Эстонию. Г-жа Луковская трижды переходит нелегально границу. Второй секретарь полпредства Таранов предлагает совершить покушение на полпреда.

А. С. Луковский, имя которого за последние дни часто упоминалось в печати в связи с сообщениями о готовившемся в Ревеле террористическом акте, в настоящее время освобожден из-под ареста. Наш сотрудник беседовал с г. Луковским, пытаясь выяснить всю эту загадочную историю. Однако нужно признать, что и эта беседа ничего не разъясняет. Тем не менее, мы помещаем ее, так как она интересна в том отношении, что г. Луковский сам подтверждает почти все те сенсационные сведения, которые были напечатаны в «Rahva Sõna», а затем перепечатаны у нас.

— Я — бывший сотник 28-го Донского казачьего полка — начал свое повествование г. Луковский.  Во время боев армии ген. Деникина с красными у станицы Егорлыкской 13 февраля 1920 года я был ранен и взят красными в плен. Вскоре мне вместе с женой и есаулом Фроловым удалось бежать из Симбирска, куда меня отправили большевики. После долгих мытарств мы в 1922 году подошли к границе Эстонии около Изборска, где при помощи нанятых людей, постоянно занимающихся переводом через границу, я и Фролов перешли в Эстонию. Сильно устав от нескольких бессонных ночей, мы, добравшись до изборского кладбища, присели отдохнуть и заснули; здесь нас обнаружил агент  эстонской  полиции. Нас арестовали, отправили сначала в Изборск, затем в Печоры, где, выяснив наши личности, нас освободили, после чего мы выехали  в  Ревель.  Сначала мы устроились на вальдекских торфяных разработках, затем на работах у ген. Васильковского; впоследствии я поступил на фабрику Лютера, где и служил до настоящего времени. Фролов же в прошлом году уехал в Бельгию на работы в угольные копи.

— Скажите, а Ваша супруга тоже се время была здесь?

—  Что касается моей жены, то с ней произошло небольшое недоразумение. При переходе эстонской границы она случайно отделилась от нас и попала в руки сов. чекистов. Однако ей удалось через три дня убежать и тоже нелегально перейти эстонскую границу. Из Эстонии, разыскивая меня, она отправилась в Латвию. В Риге была арестована, как нелегально перешедшая границу, но, в конце концов, ей удалось освободиться и попасть ко мне в Ревель, перейдя границу около Валка.

—  Как и когда произошло Ваше задержание, и правда ли, что местный сов. консул Таранов сделал Вам предложение инсценировать покушение на полпреда Петровского?

— Я был задержан политической полицией 22 октября и в течение  двух  недель  содержался под  стражей.  Меня  освободили по распоряжению прокурора, и никакого дела против меня не возбуждено. Причиной моего задержания явилось заявление, сделанное мною начальнику политической полиции о том, что мне предложено вторым секретарем — не консулом — сов. полпредства Тарановым произвести фиктивное покушение на полпреда Петровского. Это неожиданное и оригинальное предложение мне было сделано, когда я пришел в полпредство с просьбой о выдаче моей жене визы в СССР. Выйдя из полпредства, я немедленно явился в политическую полицию и изложил весь разговор Таранова со мной. Политическая полиция нашла нужным меня задержать до окончания расследования всего этого дела.

— Вам были известны упомянутые в газетном сообщении по этому делу гг. Елисеев и Феофанов?

—  Елисеева я знаю, и с ним мне приходилось встречаться по личным делам. Но я не видел его уже около года и совсем не понимаю, почему здесь припутана его фамилия. Что касается студента Феофанова, то такового я вовсе не знаю и никогда не встречал.

—  Вы продолжаете работать на фабрике Лютера?

—  Нет, по освобождении меня из-под ареста, когда я явился на фабрику, чтобы стать на работу, мне сообщили, что я уже уволен со службы и выдали полный  расчет.

"Вести Дня" 10.11.1927
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 04.06.1937: Матросы с «Марата» на улицах и в магазинах Таллинна
mahtrasass
У нас в Таллинне любят, когда приходит какое-либо инострвнное военное судно, и команда таких судов всегда служит предметом всеобщего внимания. Советское военное судно к нам прибыло впервые, и матросы «Марата», сошедшие на берег через некоторое время после прибытия, также вызвали немало любопытства. Ходили они по городу группами в 5-7 человек, и почти при каждой группе находился старший.

В большей части магазинов городского центра можно было видеть гостей из СССР, покупавших разные предметы необходимости. Посещались, в первую очередь, обувные магазины, и советские матросы, видимо, сильно удивлялись дешевым ценам на обувь. Почти у квждого матроса на улице можно было видеть запакованную коробку с обувью. Но еще больше покупателей-матросов было в ювелирных магазинах. Покупались не драгоценности, а часы — как карманные, так и браслетные. Часы в наших магазинах советским матросам показались баснословно дешевыми, так как в СССР они восбще недоступны для человека со средним заработком.
На разговоры советские матросы скупы, но дешевым ценам у нас по сравнению со стоимостью товаров в СССР они открыто поражаются.

Чинами нашего флота вчера в «Сыдурите коду» дпя команды «Марата» устроен был ужин, в котором приняли участие и некоторые офицеры советского судна. Некоторое время на ужин прибыли также городской комендант кол. Юнкур и командир «Марата» кап. Иванов.

Вечером судно „Марат" сияло огнями иллюминации.

Сегодня, к 10 часам утра часть команды «Марата» была вновь спущена на берег, и вновь начались их закупки в таллиннских магазинах.
В 1.30 дня в Белом зале «Эстонии» полпредом Устиновым дан был завтрак дпя командного состава «Марата» и званых гостей. Затем в концертном зале «Эстонии» состоялся закрытый концерт матросов.

Вечером был предусмотрен ужин для командного состава у исп. об. военного министра ген. О. Штернбека. Около полуночи «Марат» должен был покинуть Таллинн. Сегодня вечером советское судно будет также иллюминовано.

"Вести Дня" 04.06.1937
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Иногда они возвращаются...
mahtrasass
или "Давненько не брал я в руки шашек!"

:)

Вести Дня 09.03.1933: На эстонско-советской границе
mahtrasass
(От собственного корреспондента «Вестей Дня»)

Запорошенная снеговым покровом дремлет пограничная деревня Комаровка, последняя остановка на жел.-дор. пути перед воротами в «обетованную землю». Тихо здесь днем, когда все мужское население на извозном промысле в Нарве; еще тише вечером. С февраля по распоряжению министра внутренних дел всякое движение на расстоянии одного километра от границы после захода солнца без особого разрешения строжайше запрещено.

Напряженна и ответственна работа Комаровского пограничного кордона, Здесь перебежчики особенно часты. С оружием в руках они прокладывают себе дорогу через границу. Внимание нашей охраны не ослабевает ни на минуту. Дисциплина — самая суровая. Всем памятно недавнее сообщение газет о проникновении в Эстонию Анвельта, оказавшееся вымышленным. Эта «сенсация» дорого обошлась рядовому пограничнику, который, желая подшутить над репортером одной эстонской газеты, рассказал ему, как перешел границу Анвельт. В результате — пограничник был уволен, а против репортера возбуждено судебное дело.

По ту сторону границы, вырисовывается памятник Кингисеппу высотой около 2 аршин. На постаменте — надписи о рождении и смерти эстонского коммуниста на трех языках: эстонском, немецком и русском. Каждый вечер советский пограничник зажигает два керосиновых фонаря, находящихся позади памятника. «Освещают, чтобы не украли памятник» — острят по этому поводу местные жители.

В нескольких десятках саженей от границы на нашей стороне поперек рельс лежит огромная железная балка, укрепленная между двумя зацементированными основаниями, которая выдвигается только при прохождении поезда. Эту искусственную преграду дважды уже ломал советский паровоз, на котором, как показало следствие, находился пьяный машинист. В обоих случаях убытки после долгих споров все же покрывало советское правительство.

Пограничники Комаровского кордона — отличные спортсмены и специалисты по изловлению живыми не только перебежчиков, но и … диких зверей. Недавно им удалось поймать редко встречающуюся у нас рысь. Зверь был посажен в закрытое чердачное помещение, но через несколько дней все же удрал. Разорвав своими цепкими зубами проволоку у слухового окна, рысь спрыгнула с десятиметровой высоты вниз и была такова.

Возвращение с границы разрешается в советском поезде линии Москва-Ревель. Не обошлось без любопытного курьеза, который продемонстрировал крепкие познания по географии советских курьеров с дипломатическими паспортами. Подъезжали уже к Нарве. При переезде через железнодорожный мост один из советских курьеров, одетый более чем изысканно, обратился к стоявшему в коридоре вагона констеблю с вопросом, можно ли увидеть из окна вагона водопад. Получив отрицательный ответ, курьер самым серьезным образом поведал своему другу, тоже курьеру, что этот водопад — Иматра, замечательно красивый и т. д. Улыбнулся полицейский, и едва не фыркнул кондуктор. Советский дипломатический курьер уверен, что водопад Иматра — в Нарве...

— ов.

"Вести Дня" 09.03.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 05.05.1933: Будет ли национальный праздник Эстонии перенесен на 15 июня?
mahtrasass
На последнем заседании правительства обсуждался вопрос о перенесении в будущем празднования национального праздника эстонского государства на 15 июня — день утверждения конституции.

Вопрос этот в правительственных кругах был возбужден уже давно. Основной причиной перенесения дня государственного праздника является неблагоприятное для всяких торжеств время теперешнего праздника — 24 февраля. В это время у нас самая суровая зима; исключена возможность устройства каких-либо торжеств под открытым небом; неоднократно приходилось отменять даже парады войсковых частей; о каких-либо шествиях школьной молодежи и т. д. не может быть и речи. В других государствах, где национальный праздник совпадает с весной или летом, эти дни принимают действительно характер национальных празднеств в самом широком смысле этого слова, так как к участию в них удается привлечь широкие массы.

Далее в пользу такого перенесения приводится довод, что день провозглашения конституции по своему значению не уступает объявлению независимого государства. 24 февраля Эстония была объявлена таковым, но лишь 15 июня, в день утверждения Основного закона, самостоятельное существование эстонского государства получило свои законные основы.
В случае осуществления такого перенесения необходимо изменить закон о государственных праздниках. Правительство пока не вынесло окончательного решения по этому вопросу, поручив рассмотрение его специальной комиссии в составе министров нар. просвещения, внутр. дел и гос. обороны.

На том же заседании правительства обсуждался вопрос о характере празднования так называемой «Юрьевой ночи». По примеру предшествовавших лет некоторые организации, в первую очередь Эст. союз молодежи и тааристы, предполагают 7 мая устроить как в Ревеле, так и в других городах факельные шествия, собрания под открытым небом и т. д. Организации эти обратились к министру гос. обороны с предложением разрешить войсковым частям и самозащите принять участие в устройстве этих шествий.

Правительство, однако, стало на ту точку зрения, что «Юрьевой ночи» нельзя придавать столь большого исторического значения, обуславливающего широкое празднование. В сущности, Юрьева ночь была для эстов сильнейшим поражением, и ни в каком государстве такие дни не отмечаются устройством особых торжеств и встав на такую точку зрения, правительство отрицательно отнеслось к участию в праздновании Юрьевой ночи войсковых частей и самозащиты. Прочим организациям не чинится никаких препятствий к празднованию ее.

"Вести Дня" 05.05.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 07.05.1933: К чему мы стремимся в Палестине
mahtrasass
В пятницу на аэроплане из Риги в Ревель прибыл известный деятель левого крыла сионизма Д. Бен-Гурион. На аэродроме он был встречен председателем Еврейского культурного совета Г. Айзенштадтом и представителями нескольких еврейских, преимущественно сионистских организаций. По пути с аэродрома в город около памятника "Русалки" по обеим сторонам дороги выстроились еврейские скауты-велосипедисты, которые затем окружили автомобиль с сидевшими на нем Д. Бен-Гурионом и встречавшими его лицами и проводили гостя до гостиницы «Рим». Здесь прибывших уже ожидали скауты «Гашомер – Гацоир» и «Гехолуц» со знаменем.

Вечером Д. Бен-Гурион произнес по радиофону короткую речь на идише, которая была переведена на эстонский язык. В 9 час. веч. в переполненном зале Еврейской гимназии он прочитал лекцию на тему «К чему мы стремимся в Палестине».

В своей лекции он указал, что в настоящее время евреи в Палестине составляют одну пятую часть всего населения, но, несмотря на это, сыграли за последние 14 лет большую роль в развитии страны. Далее лектор говорил о культурных достижениях евреев в Палестине, об успешном развитии хозяйственной жизни и о проведенной электрификации страны. Заканчивается постройка порта в Хайфе, который сыграет исключительную роль в экономической жизни края. Но в нынешнее время никакие культурные и экономические достижения непрочны, и события последних месяцев доказывают, что все это может быть уничтожено в одну ночь.

Чтобы удержать в Палестине свои позиции, евреям нужно стать хозяевами этой страны. Для этого нужны массовая колонизация в упорный труд. Для массовой иммиграции необходимы две предпосылки — подготовка еврейской молодежи еще вне Палестины к труду и увеличение емкости этой страны, куда в первую очередь следует переселить трудовой элемент.

Вчера Д. Бен-Гурион вылетел на аэроплане в Варшаву.

"Вести Дня" 07.05.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 13.06.1933: Листовка „Новый Свет" конфискована
mahtrasass
По постановлению министра вн. дел и юстиции В. Роберга листовка „Новый Свет" конфискована

В Ревеле ко времени начала народного голосования по проекту изменения Основного закона была выпущена листовка на двух страницах небольшого формата на русском языке, названная «Новый Свет». Рядом с заголовком красовался гакенкрейц; напечатана она была по новой орфографии. Редактором и издателем этой листовки значился Эвальд Карлович Шульц, морской офицер российского флота, постоянный житель Ревеля, местный домовладелец. Со дня основания Русского Нац. Союза Э. К. Шульц в течение многих лет было одним из руководителей союза, состоя в нем членом совета и правления. Последние годы он отошел от русской общественной работы.

На первом месте названной листовки было помещено обращение к русскому населению с призывом голосовать против парламентского проекта изменения Основного закона с тем, чтобы впоследствии русские обязательно подали голос за проект Союза участников Освободительной войны. В этом воззвании не было недостатка в демагогических приемах. Так, в нем указывалось на необходимость, чтобы «Печорский монастырь был русским», чтобы было предоставлено 50.000 гектар земли русским безземельным за счет отобранных 6аронских имений, ассигновано 10 милл. цент. в год русским новопоселенцам на обзаведение хозяйствами и т. д. По мнению авторов листовки, членов Гос. Собрания должно быть не более 50 человек с половинным окладом жалованья. «Долой 100 осипших парламентских громкоговорителей», заявляет автор воззвания.

В большой статье приветствуется образование в Германии «боевых дружин русских фашистов», командиром которых назначен, по сведениям листовки, бывший начальник штаба верхового правителя адмирала Колчака, генерал Сахаров. В статье этой, озаглавленной «Казак Светозар», с умилением рассказывается, как русские национал-социалисты в Берлине расхаживают в «великолепно сшитых русских высоких сапогах», и как они выполняют там некоторые полицейские обязанности.

В большой статье, написанной в очень хлестком тоне и озаглавленной «На суд!», с подзаголовком «Почему мы голосуем против?», указывается, что «10, 11 и 12 июня происходит народный суд над режимом демократического партийного развала». В ней же резкой критике подвергнута деятельность Русского Нац. Союза, которым в настоящее время, по мнению автора статьи, руководят гг. Горшков и Пумпянский. «Русский избиратель не хочет быть покорною глиною в слабых руках бездарных и несуразных ревельских «горшечников». Автор статьи находит, что «структура Нац. Союза устарела», а его нынешние руководители проявляют «половинчатость и сидят между двумя стульями».

Не согласна также листовка с той позицией, которую занимает Нац. Союз в церковном вопросе: «Национальный Союз начал процессы о церковном имуществе и делах, процессы, судьба которых в существующих условиях предрешена к нашей невыгоде». Касаясь подачи жалобы епископом Иоанном Вселенскому Патриарху, листовка пишет; «Национальный Союз строит борьбу на Томосе, защищая подачу жалобы во Вселенский Патриархат, забывая, что с таким уже успехом можно было подать жалобу и в аптеку или в греческую кухмистерскую». По мнению автора статьи, в настоящее время в Нац. Союзе русские имеют «люмпенско-изгоевское пустое общее место».

Листовка считает, что в Эстонии должна быть образована крепкая русская меньшинственная фашистская партия. Эта партия должна проводить правую политику в вопросах защиты веры и национальных прав и левую в вопросах социальных. Статья оканчивается возгласом «Да здравствует русская меньшинственная национал-социалистическая фашистская партия!»

Последняя статья озаглавлена «Александр — Иоанн» с подзаголовком «Помиритесь». В этой статье осуждается бойкот митрополита Александра, который пытаются провести некоторые наши церковные деятели. В ней же помещен теплый отзыв об епископе Печорском Николае, который аттестуется листовкой, как «человек вполне достойный». По мнению листовки, надлежало бы епископа Иоанна вернуть в Печоры, а епископа Николая поставить во главе третьей епархии в Эстонии. В статье далее указывается, что искренние церковные деятели обеих половин православной церкви Эстонии должны найти пути к соглашению, ибо не время сейчас для каких-либо склок в церкви.

По имеющимся у нас сведениям, около этой листовки сгруппировалось несколько человек, восхваляющих режим Гитлера в Германии. Большая часть их — русские эмигранты. Авторы статей всегда были очень близки к Нац. Союзу, и теперешняя их критика деятельности Союза показывает, что даже эти правые круги не удовлетворены ею. В виду того, что в листовке этой все время указывается на необходимость идти рука об руку с Союзом участников Освободительной войны, создается впечатление, что эта небольшая группа русских находится в тесном контакте с названным Союзом.

Мы обратились за справкой по этому вопросу к руководящим деятелям Союза участников Освободительной войны. Они категорически открещиваются от какой-либо связи с авторами листовки, и, например, прис. пов. Т. Рыук просил нас отметить это в нашей газете.

Министерство внутренних дел нашло помещенные в «Новом Свете» статьи оскорбительными для народного представительства и государственных властей, и листовка по постановлению министра была конфискована тотчас же после выхода ее из печати. Напечатана она была в количестве 2.000 экземпляров.

"Вести Дня" 13.06.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 12.07.1933: Об общественной работе
mahtrasass
Еще недавно старшие скорбели об утрате нашей русской молодежью идеалов, об увлечении ею материализмом и меркантильностью. Теперь, по-видимому, настали другие времена. Прошлой зимой среди русской молодежи и в Нарве, и в Печорах оживленно обсуждался вопрос об общественной работе. Были сделаны доклады, и велись долгие диспуты о характере этой работы, о том, как она должна быть построена, и к чему общественный деятель должен стремиться. Отрадно было слышать мнения молодежи, оказавшейся вопреки ожиданию старших идеальной в своих воззрениях и выставившей, с своей стороны, требования к общественным работникам столь высокие, что они даже встретили возражения со стороны «опытных» и «познавших» жизнь людей.
Эго столкновение знаменательно. Позиции, как будто, переменились. Такое настроение среди молодежи не случайно. Оно почему-то родилось именно в Нарве и Печорах. Думается, что основанием к этому послужили некоторые отрицательные факторы в русской общественной жизни этих окраин Эстонии.

Без сомнения, все эго должно сыграть известную роль в нашей общественной жизни. Эта живая струя внесет в нашу общественную работу тот жизненный идеализм, которым русские так прежде гордились, и который мы, старшие, под ударами жестокой судьбы растеряли в годы развала. Теперь жизнь входит в норму, и дух идеализма, столь присущий русской натуре, все более овладевает русской молодежью.

Мы, русское меньшинство, выполнили ряд больших общественных задач, и нам предстоит немало выполнить их еще в ближайшем будущем предстоят выборы в городские думы, земские собрания, предстоит принять участие в народном голосовании. Предшествующие выборы в самоуправления показали, что они были в общественном смысле не организованы, не продуманы и случайны; выборы в городскую думу Нарвы носили характер личной заинтересованности, причем предвыборная кампания была организована на скверный американский лад (чем гордились устроители) — с шумом и треском.

Она показала, что идеализм среди нас исчез, что во главу угла поставлен утилитарный принцип на эгоистической подкладке, что в нашей работе нет ни уважения к мнению другого, ни самоуважения. Предвыборная кампания, которая велась среди русского деревенского населения при выборах в последнее Гос. Собрание, оставила неизгладимый след и, по моему мнению, нанесла нам неисчислимый вред. Тот способ, при помощи которого велась эта кампания, с одной стороны, развратил массы, а с другой — внедрил в них совсем не идеальный взгляд на наших избранников...

Не этим ли объясняется тот естественный протест нашей молодежи, предъявившей свой счет старшему поколению? Огорчаться ли нам? Как раз наоборот — мы должны радоваться, что молодежь вступила на путь своих идейных дедов. Это поставит нашу общественную работу на надлежащую высоту и даст возможность вести ее всем сообща на общую пользу.

Русская душа не умерла и не умрет, и стремления к идеалу, правде и справедливости будут всегда ее путеводной звездой.

С. Кленский.

"Вести Дня" 12.07.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

Вести Дня 29.07.1933: Земляничка - ягода
mahtrasass
Вернутся на родину американские туристы и, сидя в небоскребах за файф-о-клоком, будут рассказывать чудесные истории о далеком северном городе Ревеле, где высятся романтические древние башни, где прелестные дамы ходят на высоких каблуках, и где на базаре продается дивно-сладостный пахучий плод the semljanica. Ах, недаром мисс и миссис расспрашивали, на каких деревьях растут эти душистые плоды: они учредят дома трест по эксплуатации земляничных плантаций.

Но не башни, не каблучки, даже не мисс занимают сейчас внимание автора этих строк, а ягодный рынок в Ревеле, где «принцессы долларов» впервые вкусили красы и гордости нашего ягодного царства — земляники. Он, этот примостившийся сразу за трамвайной линией, против фонтана, ягодный рынок живет своей особой, порой драматической жизнью. 25 рядов и кругом них кольцо возов, тележек, лотков, — это, по меньшей мере, три сотни человек, судьба которых связана с корзиночками ягод. Пустеют быстро корзинки — будешь сыт, а не то... Тут нет твердых цен, тут каждый день — выматывающая нервы биржа: взлет — падение, удача — крах. Все зависит от сноровки, где купить, как распродать, какое место занять.

Знает ли кто из читателей, что так называемая «торговка» уже в 4 ч. утра выходит на рынок, хотя раньше 7-8 час. никакой торговли нет. Это затем, чтобы не потерять насиженного места. В начале ягодного сезона приходится дежурить и всю ночь. Конечно, не всем. Есть на рынке и своя «аристократия» — те, кто арендует определенные места на сезон или на год. Они занимают первые ряды и имеют постоянный круг «солидных» покупателей.

Население ягодного рынка пестро по национальному составу и социальному положению. Тут торгуют коренные ревельчане и приезжие со всех концов Эстонии. Рядом с прирожденной торговкой, из поколения в поколение связанной с рынком, сидит чиновник, уволенный по сокращению штатов, или служащий из обанкротившегося предприятия, бывший крупный оптовик, которого крах выгнал на рынок, и, конечно, неизбежный там, где трудно и голодно, «рыцарь печального образа» — русский эмигрант.

Не ошибусь, однако, если скажу, что при всем разнообразии лиц и положений есть одно объединяющее рынок чувство, это — неприязнь к покупателю, выражусь точнее: к покупательницам. Есть, понятно, солидные, серьезные хозяйки, которые деловито торгуются, лишнего не переплачивают, но и вздорных цен не предлагают. Их рыночный торговец уважает. Но есть другой сорт покупательниц, — уверяют, что их большинство, — которые полдня бегают по рынку, торгуясь до одурения, а затем начинают гурьбами наваливаться на ягоду - куда одна, туда и все. Тут подсовывай им, что хочешь, и проси, сколько совесть не зазрит. Эти барыньки любят покупать «от крестьян» и для их удовольствия кругом рядов стоят с возами или лотками «маргариновые» крестьяне с Фишермайской или Б. Перновской.

Когда кончается ягодный сезон, часть торговцев и торговок совершенно исчезает с рынка, но коренной элемент переходит на яблоки, лук, лимоны, рождественские пряники, пасхальные яйца и пр.

И над всем этим человеческим муравейником, как Дамоклов меч, денно и нощно надзирают параграфы обязательных постановлений. Чуть что не так — штраф или кутузка.

В заключение скажу по секрету хозяйкам — за что купил, за то и продаю, — что лучшая земляника — печорская, лучшая черника и брусника — нарвская, а лучшее яблоко — феллинское.

И. Н.

"Вести Дня" 29.07.1933
Цифровой архив эстонской периодики dea.nlib.ee

?

Log in